Программа производственного контроля качества воды в Нижнем Новгороде
- Предварительно от заказчика требуется предоставить данные о количестве населения, пользующегося водой, количество обслуживающих объектов, способы очистки и хлорирования воды.
- На основании полученной информации специалисты разрабатывают ППК и передают заказчику.
- Утвержденная руководителем программа производственного контроля качества воды направляется на согласование в территориальные органы Роспотребнадзора. Сроки рассмотрения 30 дней. Именно эта государственная служба осуществляет контроль за выполнением ППК воды. Она обязана оперативно реагировать на отклонения качества воды от требований СанПиН и принимать меры по ликвидации ситуаций, приведших к загрязнению питьевой воды.
Программа производственного контроля качества питьевой воды - это документ, который отражает сведения о точках отбора проб воды на предприятии, показателях воды, периодичность проведения контроля в организации и общие сведения о самой организации, разрабатывающей ППК.
Разработка Программы качества воды осуществляется согласно требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарными нормами и правилами, а также рекомендациями Министерства здравоохранения РФ. Срок действия программы производственного (лабораторного) контроля качества воды составляет 5 лет.
Каждый год нашими клиентами становятся 800 организаций
с первого раза
с небольшими компаниями, так
и с лидерами рынка в Нижнем Новгороде
24 часов
Наши специалисты
Эколог |
Специалист по охране труда |
Делопроизводитель |
Инженер-эколог |
Кто может составить программу качества воды?
Разработку программы в большинстве случаев осуществляют специализированные коммерческие организации. Это связано с необходимостью привлечения опытных специалистов для:
- оценки текущего состояния объекта;
- выявления объема контролируемых показателей, характерных для его деятельности;
- разработки мероприятий для осуществления контроля;
- определения необходимой периодичность контроля.
Стоимость разработки документа в каждом случае рассчитывается индивидуально, в зависимости от вида деятельности предприятия и объема предстоящей работы, и в среднем составляет от 19900 рублей. Сроки могут составить от 7 дней.
На стоимость и сроки влияют такие факторы, как объем производственной мощности объекта. От этого зависит количество точек и объектов, подлежащих контролю.
Для чего необходим контроль?
Контроль состояния воды проводится на предприятиях с целью обеспечения ее кондиции по таким показателям, как:
- бактериологический;
- химический;
- физический;
- органолептический;
- радиологический;
- наличие неорганических и органических веществ.
Таким образом, программа нацелена на обеспечение потребителей высокопробной H2O, благоприятной для употребления человеком и соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Достигается это посредством осуществления следующих мероприятий:
- отбор образцов;
- проведение лабораторного анализа с целью определения соответствия параметров установленным нормативам;
- контроль выполнения необходимых профилактических мероприятий (с учетом содержания СП 1.1.1058-0).
Проведение контроля обеспечивается силами самого предприятия с привлечением аккредитованных лабораторий.
Положительными сторонами организации производственного контроля для предприятия является:
- соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства РФ;
- отсутствие предписаний и наказаний в виде штрафов от надзорных органов;
- обеспечение безопасности окружающей среды и сотрудников предприятия;
- прогнозирование экологических рисков;
- своевременное обнаружение отклонений от нормативных показателей посредством проведения регулярных наблюдений и предотвращение возможных угроз;
- отсутствие ситуаций, связанных с возникновением аварийных угроз;
- регулярный контроль состояния технических средств, связанных с подачей и распределением.
Содержание программы качества воды.
Документ разрабатывается предприятиями на основании требований Постановления Правительства РФ №10 от 06.01.2015. Согласно его содержанию, в нее должны войти такие сведения, как:
- перечень контролируемых показателей;
- места отбора проб;
- периодичность отбора.
При этом исследования должны проводится не реже 1 раза в месяц, а при выявлении несоответствий нормативным показателям, предприятие в обязательном порядке должно информировать об этом территориальные надзорные органы.
В состав рассматриваемых материалов входят следующие разделы:
- В первую очередь приводится перечень нормативных документов, на основании которого разрабатывается ее содержание.
- Зачастую в тексте документа также дается описание целей контроля, на основании которых осуществлялась ее разработка.
- Далее приводятся гигиенические требования и нормативы, опираясь на которые производится анализ отобранных образцов и в целом осуществляется контроль. В разделе приводится перечень нормируемых показателей и веществ с указанием единиц измерения и нормативного значения. Данный перечень составляется с учетом деятельности объекта, при необходимости согласуется и дополняется контролирующими организациями.
- В следующем разделе описываются объекты контроля и места отбора образцов с указанием точного месторасположения и периодичностью отбора. Кроме того, на основании вышеуказанного Постановления №10, в данный раздел вносится перечень действующих методик, согласно которым планируется проводить анализ показателей, с указанием возможной погрешности измерений. Методики указываются для каждого из нормируемых значений индивидуально.
Стоит обратить внимание, что отбором и анализом проб воды вправе заниматься только аккредитованная лаборатория на основании заключенного с ней договора.
Отбор образцов воды при этом требуется проводить:
- непосредственно из источника водоснабжения;
- перед поступлением воды в распределительную сеть после проведения этапа ее подготовки;
- непосредственно в распределительной сети.
- Также в программе приводится перечень производственных факторов, способных повлиять на состояние используемой воды.
- Следующим разделом следуют мероприятия, применение которых способствует контролю состояния систем водоснабжения. К ним можно отнести технические, профилактические или организационные мероприятия.
- Зачастую в программе также указываются возможные аварийные ситуации, связанные с системами водоснабжения.
- В конце документа приводится план-график выполнения положений программы, с указанием наименований запланированных мероприятий и срока их реализации.
Стоит отметить, что содержание документа может быть различным для предприятий различного профиля деятельности или функционирующих в разных субъектах РФ.
Особенности разработки и согласования.
Сформированный проект передается в территориальный орган Роспотребнадзора, расположенный по месту осуществления деятельности исследуемого объекта. Обязательна отметка о дате и времени получения материалов. Документация подлежит согласованию в течение 15 дней с момента передачи, после чего предприятие получает уведомление о его соответствии или несоответствии санитарным требованиям.
Отказ в согласовании предприятие может получить в случае, если:
- программа не соответствует требованиям п. 6 Постановления №10;
- перечень показателей не соответствует требованиям Закона №52-ФЗ.
Любые другие причины не являются основанием для отказа в согласовании представленной документации.
После этого документ требуется привести в соответствие в течение 10 дней с момента получения отказа и повторно отправить на согласование.
При получении положительного заключения о согласовании в течение 5 дней программа также должна быть согласована и с руководителем предприятия, после чего она действует в течение 5 лет. Допускается корректировка программы во время срока ее действия в отношении перечня контролируемых показателей с обязательным согласованием с территориальным органом Роспотребнадзора.
Ответственность.
При отсутствии разработанного проекта организациям грозит наказание в виде штрафа согласно содержанию статьи 6.5 КоАП. Наказание в данном случае для юридических лиц составит до 30 000 рублей, для должностных до 3000 рублей. Также оно может выразиться в приостановлении деятельности предприятия на срок до 90 дней.
- Положение о производственном экологическом контроле ППЭК
- Внесение сведений в государственный кадастр отходов
- Инвентаризация источников выбросов
- Разработка паспортов опасных отходов
- Постановка на учет объектов НВОС
- Разработка программы производственного экологического контроля (ПЭК)
- Экологический паспорт
- Программа производственного контроля качества воды
- Отчет о неизменности производственных процессов
- Экологическое абонентское обслуживание
- Экологическая отчетность 2 ТП, НВОС, МСП
- Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
- Журналы экологического учета
Автор статьи: В. Миронов, кандидат технических наук, эколог