План мероприятий по локализации и ликвидации аварий (ПМЛЛА) в Нижнем Новгороде
Формирование рассматриваемого документа вправе осуществить штатные специалисты предприятия самостоятельно. При этом не исключена необходимость привлечения и сотрудников аварийно-спасательных формирований, задействованных в исполнении намечаемых мероприятий. Это может быть связано со значительными потерями времени, возможными недочетами. К тому же, сотрудникам, ранее не выполнявшим такую работу, достаточно тяжело будет разобраться во всех особенностях и учесть необходимые законодательные требования.
Каждый год нашими клиентами становятся 800 организаций
с первого раза
с небольшими компаниями, так
и с лидерами рынка в Нижнем Новгороде
24 часов
Наши специалисты
Эколог |
Специалист по охране труда |
Делопроизводитель |
Инженер-эколог |
Каким предприятиям необходим план ликвидации аварийных ситуаций?
Формирование документации актуально для предприятий, отнесенных к ОПО 1, 2 и 3 классов опасности. Критерии определения класса опасности основываются на содержании Приложения 2 Закона №116-ФЗ.
На основании указанного документа, к ОПО 1-3 классов относятся:
- объекты хранения химического оружия;
- нефтедобывающие производства;
- газораспределительные станции;
- теплоснабжающие компании;
- металлургические и горнодобывающие производства высокой мощности;
- прочие объекты, установленные на основании вышеуказанного Приложения 2.
Наличие документации не требуется предприятиям 4 класса опасности, а также применяющим:
- оборудование, работающее под избыточным давлением (более 0,07 МПа);
- подвесные канатные дороги и фуникулеры, а также прочие стационарные подъемные механизмы.
Кому доверить разработку плана ликвидации аварийных ситуаций?
Формирование внутренней документации по промышленной безопасности большинство предприятий доверяет специализированным компаниям. Это более удобный вариант, позволяющий освободить штатных специалистов, сократить время разработки, а зачастую и уменьшить финансовые затраты на нее. Стоимость услуги по формированию ПЛАС составит от 25 000 рублей, времени уйдет от 7 рабочих дней.
Особенности
Главной особенностью данного документа является то, что срок его действия зависит от класса опасности предприятия, для которого он был создан. Так, для предприятий I класса он действует 2 года, для II класса – 3 года и для III класса - 5 лет. Особые сроки действия документа также установлены для горных предприятий, и составляют:
- при добыче полезных ископаемых подземным способом – 6 месяцев;
- при ведении открытых горных работ – 1 год.
В случае, если он разрабатывается для предприятия, эксплуатирующего несколько опасных объектов – возможно формирование единого документа. При этом выбирается наименьший срок действия относительно срока, уставленного для объектов эксплуатации.
В случае возникновения на объекте аварии или по предписанию надзорных органов План может быть пересмотрен ранее окончания срока действия. Также данная процедура предусматривается в случаях:
- внесения изменений в технологическую схему производственного процесса;
- внесения изменений в программу производственного контроля объекта по части применяемых методов измерений и используемых методик;
- технического перевооружения объекта;
- реконструкции;
- изменения способов управления технологическими процессами;
- ввода новых выработок или закрытия старых на предприятиях горной промышленности.
Документ не требует согласования с надзорными органами и утверждается непосредственным руководителем предприятия. При этом согласовать его нужно с руководителями спасательных служб, оказывающих содействие предприятию при ликвидации аварий, и отмеченных в составе документа.
Что войдет в содержание?
Содержание формируется с учетом требований, предъявляемых к нему вышеуказанным Постановлением № 730. В обязательном порядке наличие двух основных разделов – общего и специального.
Общий раздел содержит:
- общие сведения об эксплуатируемых объектах;
- последовательность развития возможных аварийных ситуаций и характеристику источников их возникновения;
- описание рисков, связанных с авариями и травматизмом, характерных для аналогичных предприятий.
Специальный раздел включает в себя:
- необходимый на случай возникновения аварии алгоритм действий.
Также, в соответствии с вышеуказанным законодательным документом, План должен содержать:
- сценарии развития событий в случае возникновения нештатной ситуации на ОПО;
- мероприятия по формированию достаточного количества сил, резервов, технических средств, необходимых при локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
- необходимые действия по организации сил, описание их состава и дислокации;
- мероприятия по обеспечению готовности предприятий к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- алгоритм оповещения и управления связи во время происшествий;
- необходимые меры, позволяющие минимизировать распространение и возникновение аварий и ЧС, а также защитить население, проживающее вблизи расположения эксплуатируемого объекта;
- планирование необходимого финансового обеспечения.
Большая часть перечисленной информации также может оформляться в виде приложений к документу. С содержанием документа необходимо ознакомить руководство и сотрудников предприятия, особенно тех, кто задействован в исполнении разработанных мероприятий, а также регулярно проводить соответствующее обучение и тренировки.
Ответственность
Отсутствие на предприятии говорит о том, что на объекте не изучались риски, связанные с производственным процессом или используемыми техническими средствами. Значит, не разрабатывались необходимые меры и алгоритм действий при возникновении непредвиденных ситуаций. Соответственно, последствия возникновения на таком объекте ранее не предвиденной аварии могут быть довольно серьезными. При этом ущерб может быть причинен здоровью человека, качеству природной среды, материальным и культурным ценностям. Ответственность за сложившуюся ситуацию полностью возлагается на непосредственного руководителя объекта.
Выражаться она может в наказании в виде штрафов в соответствии с содержанием п.1 ст. 9.1 КоАП. Обойдется нарушение требований промышленной безопасности:
- юридическим лицам – в сумму до 300 тысяч рублей (либо приостановлением производственной деятельности на срок до трех месяцев);
- должностному лицу в сумму до 30 тысяч рублей (либо дисквалификацией на срок до 1 года).
Если авария будет связана с неправильным хранением или использованием взрывчатых веществ, ответственность наступает по п.2 ст. 9.1. При этом размер штрафных санкций составит:
- для предприятий, эксплуатирующих ОПО – до 400 тысяч рублей или приостановление деятельности на 90 дней;
- для ответственных лиц – до 40 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 1,5 лет.
- Положение о производственном контроле (ППК)
- Разработка положения о производственном контроле на ОПО
- Сведения об организации производственного контроля на ОПО
- Положение по опасному производственному объекту
- Положение о системе управления промышленной безопасностью (СУПБ)
- Ежегодный отчет в Ростехнадзор
- Положение о порядке расследования причин инцидентов (ПРИ)
- Паспорт безопасности ОПО
- План ликвидации аварий (ПЛА)
- План мероприятий по локализации и ликвидации аварий (ПМЛЛА)
Автор статьи: В. Миронов, кандидат технических наук, эколог